АНАЛИЗ работы МОУДОД ЦД(Ю)ТТ
за 2010-2011 учебный год
В 2010-2011 учебном году коллектив ЦД(Ю)ТТ работал над выполнением поставленной цели:
эффективное развитие Центра детского (юношеского) технического творчества на основе обновления содержания и технологий образовательно-развивающей деятельности и задач:
· Дальнейшее развитие ученического самоуправления в детских объединениях и ЦД(Ю)ТТ.
· Совершенствование ценностно-ориентированных качеств личности.
· Обеспечение условий для творческой активности учащихся, их сотворчества.
· Развитие совместной деятельности с другими образовательными учреждениями города.
· Реализация программ предпрофильного обучения.
· Приобретение двух компьютеров для работы учащихся.
В стратегии модернизации образования ставится вопрос о достижении нового качества образования, связанного с готовностью и способностью молодых людей нести личную ответственность за свою собственную судьбу, судьбу общества. Целью образования становится развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации. Нужно воспитывать у учащихся готовность к сотрудничеству, способность к созидательной деятельности, толерантность, принятие и понимание других. Дополнительное образование сегодня – необходимое звено в воспитании многогранной личности, в ее образовании и профессиональной ориентации. Оно предназначено для свободного выбора и освоения детьми дополнительных образовательных программ, которые близки их природе, отвечают внутренним потребностям, помогают удовлетворять интересы, развивать интеллект и т.д.
В программе развития МОУДОД «Центр детского (юношеского) технического творчества» определены основные перспективные направления деятельности:
1) создание отлаженной системы управления учреждением;
2) повышение профессиональной компетентности педагогов;
3) совершенствование работы в личностно ориентированной парадигме, ориентация на педагогику гуманизма;
4) увеличение ресурсного обеспечения материально-технической базы.
Качество образовательного процесса
Образовательный процесс в Центре детского (юношеского) технического творчества представляет собой специально организованную деятельность педагогов и учащихся, направленную на решение задач обучения, воспитания, развития личности с позиций развивающего обучения.
Важно, что образовательный процесс ориентирован не только на передачу определенных знаний, умений и навыков, но и на развитие ребенка, раскрытие его творческих возможностей, способностей и таких качеств личности, как инициативность, самодеятельность, фантазия, самобытность, то есть на то, что относится к индивидуальности человека.
Педагогический коллектив Центра детского (юношеского) технического творчества стремится, чтобы образовательный процесс отвечал следующим требованиям:
• имел развивающий характер, т.е. был направлен на развитие у детей природных задатков и интересов (соответственно этому достижение учащимися определенного уровня знаний - умений - навыков должно быть не самоцелью построения образовательного процесса, а средством многогранного развития личности ребенка и его способностей);
• был разнообразным как по форме (групповые и индивидуальные, теоретические и практические, исполнительские и творческие занятия), так и по содержанию (способствовать развитию общих и специальных способностей детей);
• основывался на реализации образовательных программ, которые прошли педагогическую экспертизу до включения в образовательный процесс;
• базировался на развивающих методах обучения детей;
• использовалась диагностика интересов и мотивации детей с тем, чтобы обеспечить такое многообразие видов деятельности и форм их осуществления, которое позволило бы разным детям с разными интересами и проблемами найти для себя занятие по душе.
Таким образом, основной целью образовательной деятельности в ЦД(Ю)ТТД является создание условий для самовыражения, саморазвития и самоопределения детей.
Направленность реализуемых программ
Деятельность Центра детского (юношеского) технического творчества осуществляется по четырем направлениям:
§ спортивно-техническое,
§ научно-техническое,
§ военно-патриотическое,
§ социально-педагогическое.
Центра детского (юношеского) технического творчества
В последние годы внимание к вопросам сохранения здоровья обучающихся в нашей стране значительно возросло. Педагогический коллектив ЦД(Ю)ТТ осознает, что именно педагог может сделать для сохранения здоровья учащихся гораздо больше, чем врач. В сохранении здоровья важна профилактика, а не лечение. В Центре детского (юношеского) технического творчества определили основные направления здоровьесбережения:
1) формирование у учащихся системы знаний о здоровье и здоровом образе жизни;
2) внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс;
3) профилактика вредных привычек;
4) работа с семьей по повышению уровня компетентности в вопросах культуры здоровья.
В 2010-2011 учебном году использовались следующие формы работы по данному направлению:
· лекции, беседы о здоровье и здоровом образе жизни;
· физминутки во время занятий;
· тематические родительские собрания;
· анкетирование родителей обучающихся;
· «День здоровья»;
· антинаркотический фестиваль «Мы в ответе за наше будущее»;
· личностно ориентированные технологии обучения.
Совершенствование квалификации и повышение профессионального мастерства педагогических кадров
Высшей формой коллективной методической работы был и остается педагогический совет. В 2010-2011 учебном году было проведено четыре педсовета:
· «Профессиональная компетентность педагогов: возможности, механизмы, проблемы»;
· «Методология использования современных образовательных технологий в образовательном процессе»;
· «Игра как основа формирования личности ребенка»;
· «Педагогика поддержки ребенка и процесс его развития в системе личностно-ориентированного воспитания».
На заседаниях педсовета рассматривались концептуальные вопросы педагогической деятельности.
В ЦД(Ю)ТТ работает методический совет. Было проведено четыре заседания методсовета со следующей тематикой:
· «Оценка качества дополнительного образования»;
· «Организация творческой деятельности учащихся»;
· «Культура педагога – условие успешной профессиональной деятельности»;
· «О взаимодействии семьи и УДО в интересах личности ребенка».
В прошедшем году проведены заседания методического объединения: «Одаренность младших школьников и учет ее в педагогической деятельности», «Творчество педагога», «Повышение уровня родительской компетентности через различные формы взаимодействия семьи и педагогов», «Педагогическая мастерская «Что мешает свободе творчества». Выступления готовили как опытные педагоги, так и начинающие. На заседаниях происходил заинтересованный разговор о практике педагогической работы, поиск решения трудностей.
Педагоги регулярно повышают свою квалификацию через самообразование, а также участие в семинарах и конференциях различного уровня:
· областной семинар-совещание «Итоги работы и основные направления развития детского (юношеского) технического творчества»;
· областной семинар руководителей объединений авиамоделирования, судомоделирования «Развитие творческого мышления у детей»;
· областной семинар для руководителей объединений технического моделирования «Начальная техническая подготовка обучающихся младшего школьного возраста в системе предпрофильного обучения».
14 октября в Центре детского (юношеского) технического творчества проведен областной семинар «Развитие творческого мышления у детей». В семинаре приняли участие 35 человек из различных городов области. Секции судомоделирования и авиамоделирования вели методисты ГОУ «КШИ «ККМЧС» «ЦДТТ» Ухман В.И. и Амеликов В.А. Также на секциях поделились опытом работы педагоги МОУДОД ЦД(Ю)ТТ Сахновский С.Я., Ерченко В.П., Загребин И.Г.
Воспитательная работа в МОУДОД ЦД(Ю)ТТ
Свое предназначение в сфере воспитания Центр детского (юношеского) технического творчества видит в развитии мотивации личности к познанию и творчеству. Согласно Типовому положению об образовательном учреждении дополнительного образования детей педагогический коллектив ЦД(Ю)ТТ строит воспитательную работу с обучающимися в соответствии со следующими задачами: обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья и профессионального самоопределения, творческого труда детей, адаптация их к жизни в обществе, формирование общей культуры, организация содержательного досуга. Для реализации поставленных задач в ЦД(Ю)ТТ разработана воспитательная система, в которую включены программы «Страна открытий», «Семья», «Работа с одаренными детьми», «Патриотическое воспитание учащихся». Реализация названных программ происходит, в том числе, при проведении традиционных мероприятий: Дня открытых дверей в первый день учебного года, работы по ПДД, по пропаганде здорового образа жизни и календарные праздники – День матери, Новый год, 8 марта, 23 февраля и другие. В Новый год приготовлены были утренники для детей младшего и среднего школьного возраста. В каникулы мероприятия проводились по особому плану.