Вторник, 21.05.2024, 20:34
Концепция развития МБОУДОД «Центр детского (юношеского) технического творчества» Реформы, происходящие в современном российском обществе, в частности в образовании, требуют новых подходов в воспитании и обучении детей. В стратегии модернизации образования ставится вопрос о достижении нового качества образования, связанного с готовностью и способностью молодых людей нести личную ответственность за свою собственную судьбу, судьбу общества. Целями образования становятся развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации. Нужно воспитывать у учащихся готовность к сотрудничеству, способность к созидательной деятельности, толерантность, принятие и понимание других. Сегодня дополнительное образование становится важной составляющей российского образования. Оно социально востребовано, органично сочетает в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка. Здесь имеются большие возможности для формирования мотивации развивающейся личности к познанию и творчеству посредством создания ситуации успеха и свободного выбора вида деятельности. Содержание деятельности ЦД(Ю)ТТ вытекает из основных функций дополнительного образования: · рекреативно-оздоровительное развитие ребенка; · организация и формирование нового социального опыта; · педагогическая помощь и поддержка детей в индивидуальном развитии; · персонификация объемов и темпов усвоения образовательных программ. Проанализировав современное состояние воспитательно-образовательного процесса, методической работы, педагогический коллектив Центра детского (юношеского) технического творчества определил основные перспективные направления своей деятельности: 1) создание отлаженной системы управления учреждением; 2) повышение профессиональной компетентности педагогов; 3) совершенствование работы в личностно ориентированной парадигме, ориентация на педагогику гуманизма; 4) увеличение ресурсного обеспечения материально-технической базы.
МБОУДОД «Центр детского (юношеского) технического творчества» Нововведения, обеспечивающие переход от командно-административной системы управления к горизонтальной системе сотрудничества, от функционирования – к развитию, потребовали соответствующей реорганизации управления (Приложение 1). Главным показателем эффективности управления становится не исполнительская дисциплина, а отношения. Первый уровень в оргструктуре занимают директор и полномочные коллегиальные органы: Попечительский совет, совет Учреждения, педагогический совет. Вопросы финансирования, контроль за организацией и осуществлением воспитательно-образовательного процесса, охрана жизни и здоровья обучающихся, ведение документации, отчетность контролируется директором. Совет Учреждения является высшим органом самоуправления и определяет тактику развития и функционирования МБОУДОД ЦД(Ю)ТТ. В целях оказания содействия в деле обучения и воспитания обучающихся, улучшения материально-технического обеспечения, финансовой поддержки образовательных программ, инновационных процессов действует Попечительский совет. В целях мобилизации педагогического коллектива на повышение уровня учебной, воспитательной, организационно-массовой и инструктивно-методической работы, внедрения в практику достижений педагогической науки и передового педагогического опыта, эффективных методов обучения и воспитания создан педагогический совет. Второй уровень представлен методистами, методическим советом и методическим объединением. Методисты курируют воспитательно-образовательную деятельность ЦД(Ю)ТТ, работу ученического самоуправления, изучают, обобщают современные тенденции, практику и перспективы развития дополнительного образования. Методический совет представляет интересы педагогического коллектива и основной задачей его является обеспечение функционирования системы повышения квалификации педагогов. Методическое объединение является функциональным подразделением, которое обладает только функциональными полномочиями. Третий уровень – ученическое самоуправление, профсоюзный комитет и творческие группы. Подобная структура управления позволяет повысить гибкость управления. Функциональный состав системы управления 1. Информационно-аналитическая функция – структурно-функциональное описание предмета анализа. 2. Планово-прогностическая функция – перспективное, стратегическое, текущее планирование. 3. Организационно-исполнительная функция – организация, контроль и диагностика качества процесса организации. 4. Контрольно-диагностическая функция – получение окончательного диагноза в процессе обобщения данных, полученных в результате предварительного и уточняющего диагноза, в сравнении с нормативными данными. 5. Регулятивно-коррекционная функция – регулирование и коррекция на каждом этапе управленческой деятельности. Эффективность образования за счет учета личностных интересов учащихся Личностно ориентированный подход в образовании перспективен в силу следующих причин: - в центре образовательного процесса находится ребенок как субъект познания, что отвечает мировой тенденции гуманизации образования; - личностно ориентированное обучение является здоровьесберегающим; - необходимость перехода к данной модели образования осознается обществом. Личностно ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личностно ориентированные технологии имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка. Целевые ориентации таких технологий: - переход от педагогики требований к педагогике отношений; - гуманно-личностный подход к ребенку; - единство обучения и воспитания. Это отвечает требованиям «Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей», в котором определены основные задачи: · обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей; · адаптация их к жизни в обществе; · формирование общей культуры; · организация содержательного досуга. В условиях Центра детского (юношеского) технического творчества учащиеся включаются в практическую деятельность с помощью: - методики коллективного творческого воспитания (по И.П. Иванову) с акцентом на самореализацию; - занятий по развитию творческих способностей с выходом на конечный продукт (по И.П. Волкову, Г.С. Альтшуллеру); - самостоятельной и творческой работы на занятиях; - игровых методик. В основу программы развития положены следующие принципы и подходы: 1. Принцип природосообразности. Принимать ребенка таким, каков он есть. Не переделывать, а развивать то, что уже есть. 2. Принцип целостности воспитательно-образовательного процесса. Воспитание в процессе обучения, и приобретение новых знаний в процессе воспитания. 3. Принцип сотрудничества. Работа строится на отношениях партнерства, уважения, доверия. 4. Деятельностный подход. В деятельности изменяются, укрепляются отношения между воспитанниками, меняется отношение к самому себе – растет самоуважение. 5. Личностно ориентированный подход. Уважение личности ребенка, его индивидуальности, бережное отношение к его мыслям, чувствам, ожиданиям, к его духовной жизни, к мотивам его поведения. 6. Возрастной подход. Знание педагогами и учет возрастных особенностей ребенка. Из вышесказанного вытекает одна из основных целей педагогического коллектива – повысить эффективность образования за счет учета личностных интересов учащихся в вариативном пространстве образовательных программ. Осуществить это можно, если вывести личность ребенка в режим саморазвития, на каждом возрастном этапе поддерживать и стимулировать этот режим, формировать веру в себя, а также обеспечивать инструментарием саморазвития. Осуществить поставленную цель поможет решение следующих задач: в области воспитания: - осуществлять личностно ориентированный подход в воспитательно-образовательном процессе; - превратить процесс воспитания в самовоспитание; - развивать нравственную, волевую и эстетическую сферы личности; - формировать умение самовоспитания и самообразования; - обеспечить ребенку условия для максимальной реализации; - формировать веру в себя; в области обучения: - формировать устойчивую мотивацию к учению как к жизненно важному процессу; - формировать творческие качества личности, развивать креативное мышление, поддерживать и развивать творчество учащихся в разнообразных его проявлениях; - развивать систему комплексного применения информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе для формирования ключевых компетентностей обучающихся: информационной, коммуникативной, самостоятельного решения проблем, готовности к групповой работе; в области психического развития: - искать и развивать индивидуальные способности ребенка; - формировать положительную «Я - концепцию» личности ребенка; - формировать умения управлять собой; в области социализации: - формировать высоконравственное отношение личности к себе (адекватная самооценка, самоуважение, достоинство, честь, совесть) и к миру (гуманистическое, демократическое, диалектическое, экологическое мышление); - осуществлять деятельностный подход в организации жизнедеятельности ребенка, формировать его социальную активность; - обучать умениям самоутверждения и самореализации в коллективе: общению, ответственности, дисциплинированности, самоуправлению и саморегуляции; - готовить учащихся к профессиональному и жизненному самоопределению, заниматься профориентацией. Развитие Центра детского (юношеского) технического творчества происходить в следующих направлениях: 1. «От познания к творчеству». Личностный подход к учащимся в воспитательно-образовательном процессе – ключевое направление личностно-ориентированных технологий. Он объединяет и воплощает следующие идеи и принципы: - идею развития личности или личностной направленности воспитания и образования; - общечеловеческие принципы гуманизма; - идею демократизации педагогических отношений как основы формирования демократической личности; - углубление индивидуального подхода; - принцип природосообразности воспитания и обучения; - идею активизации и использования внутренних саморегулирующих механизмов развития личности. В условиях дополнительного образования существует реальная возможность отводить для учащихся то время, которое способствует развитию их личных способностей и возможностей. Обучение организуется на разных уровнях с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Для более точного понимания структуры личности ребенка необходимо определиться с такими понятиями, как «творчество» и «личность» ребенка. Творчество – высшая форма психической активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. Творчеству благоприятствуют развитие наблюдательности, легкость комбинирования (нестандартность) извлекаемой из памяти информации, готовность к волевому напряжению, что позволяет приходить к неожиданным результатам. В отличие от общеобразовательной школы Центр детского (юношеского) технического творчества имеет все возможности для того, чтобы дифференцировать учащихся по их индивидуальным особенностям и интересам, учить всех по-разному, причем содержание и методы обучения рассчитаны на уровень умственного развития и корректируются в зависимости от конкретных возможностей, способностей и запросов ребенка. В результате для большинства детей создаются оптимальные условия: учащиеся реализуют свои способности, осваивают программы, и полностью исключается их «выпадение» из воспитательно-образовательного процесса. Организация воспитательно-образовательного процесса в ЦД(Ю)ТТ характеризуется особенностями, которые позволяют внедрить в практику современные педагогические технологии: - учащиеся приходят на занятия в свободное от учебы в школе время; - обучение организуется на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги); - психологическая атмосфера носит неформальный, комфортный характер; - детям предоставляются возможности удовлетворять свои интересы и сочетать различные направления и формы занятий; - допускается переход каждого обучающегося из одной группы в другую. Творчество может выражаться не только в создании принципиально нового, не существовавшего ранее, но и в открытии нового для себя. Чтобы сформировать успешный опыт творческой деятельности, необходима не случайная совокупность проблемных задач, а их целенаправленная система, отвечающая определенным дидактическим требованиям. Система формирования творческих умений должна: 1) включать основные и доступные учащимся типы проблем, характерные для данной сферы практической деятельности; 2) предусматривать проявление и тем самым формирование основных качеств творческой деятельности; 3) строиться по принципу возрастающей сложности. Чтобы личность полноценно развивалась, необходимо ей предоставить свободу, самостоятельность, удовлетворить ее интересы, потребности. Для этого осуществляется дифференциация и индивидуализация обучения. Специфика ЦД(Ю)ТТ позволяет осуществлять воспитание и обучение через творческую деятельность детей и подростков, предоставляя каждому свободу выбора видов деятельности, делая не только содержательным досуг, но и помогая в социальном и профессиональном самоопределении. Существуют технологии, в которых достижение творческого уровня является приоритетной целью. Для ЦД(Ю)ТТ представляет интерес технология творческой деятельности, цели которой: · выявить, учесть, развить творческие способности детей и приобщить их к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт (изделие, модель, исследование и т.п.); · воспитание общественно-активной творческой личности. Технология предполагает такую организацию совместной деятельности детей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела. Мотивом деятельности детей является стремление к самовыражению и самосовершенствованию. Широко используется игра, состязательность, соревнование. Способы оценки результатов – похвала за инициативу, публикация работы, творческая выставка, награждение лучших, присвоение почетного звания и др. Одна из важнейших организационных задач в развитии личности – предоставить самостоятельность и дать возможность проявить творческие способности личности. Самостоятельность проявляется в осознанном самоопределении личности, в адекватной самооценке ею своих сил и способностей, в способности к независимому самоопределению в жизненных обстоятельствах. Среди личностно ориентированных технологий выделяются игровые педагогические технологии. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Педагогическая игра отличается от игр вообще наличием педагогических целей. Современная педагогика признает большую роль игры, которая позволяет активно включать ребенка в деятельность, улучшает его позиции в коллективе, создает доверительные отношения. Игровые технологии применяются педагогами в работе с учащимися различного возраста, от самых маленьких до старшеклассников и используются при организации занятий по всем направлениям деятельности, что помогает детям ощутить себя в реальной ситуации, подготовиться к принятию решения в жизни. Игра относится к косвенному методу воздействия, когда ребенок ощущает себя не объектом воздействия педагога, а полноправным субъектом деятельности. Во время игры воспитание переходит в самовоспитание. В процессе игры строятся такие отношения между взрослым и ребенком, когда педагог ориентирован на личность учащегося в целом. Игровой метод включения учащихся в деятельность и общение предполагает именно личностный подход. |
Меню сайтаСтатистикаОнлайн всего: 2 Гостей: 2 Пользователей: 0 ПоискАрхив записей |