2. «Жизнь замечательных детей».
Долгое время в педагогике царило утверждение, что воспитание, т.е. воздействие на человека извне, способно в корне изменить личность ребенка. Не принимались в расчет внутренняя активность личности, ее потребности и способности к саморазвитию, самосовершенствованию. Именно эти факторы современная гуманистическая педагогика выдвигает на первый план. Общество нуждается в высокообразованных, инициативных и предприимчивых молодых людях, способных творчески реформировать наше общество. Выпускники ЦД(Ю)ТТ должны быть подготовлены к новым общественным отношениям, социально защищены, должны быть нравственно стойкими, социально закаленными, чтобы противостоять всякого рода соблазнам, должны быть подготовлены к встрече с трудностями в условиях конкурентной деятельности, быть здоровыми физически и психически. И главное, выпускники должны быть способны к саморазвитию, к непрерывному совершенствованию себя.
Воспитание в ЦД(Ю)ТТ ведется в следующих направлениях:
- социальное воспитание;
- гражданско-патриотическое;
- профориентационное;
- оздоровительное;
- трудовое;
- эстетическое.
В ЦД(Ю)ТТ накоплен материал по воспитательной работе, создан банк разработок мероприятий, дидактический материал, библиотека педагогической литературы, в которую входят книги по различным направлениям педагогической деятельности, подписные журналы.
За годы существования ЦД(Ю)ТТ сложились традиции в организации и осуществлении воспитательной работы. Начинается любой учебный год со Дня открытых дверей, который проходит в увлекательной игровой форме. Ежегодно проводятся такие традиционные календарные праздники, как День матери, Новый год, ко Дню защитника Отечества, к 8 марта, День юмора, День Победы, День защиты детей. Ежегодно педагоги с учащимися принимают участие в городских и областных выставках технического творчества. Помимо традиционных мероприятий в ЦД(Ю)ТТ проводятся различные тематические мероприятия, праздники к памятным датам, например, День здоровья, антинаркотический фестиваль, «Дружная лыжня», «Самая читающая семья».
3. «Взаимодействие с семьей».
Суть творческого взаимодействия педагогов и родителей заключается в том, что обе стороны заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств. В основе сотрудничества семьи и педагогов лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Организации подобного сотрудничества способствует целенаправленная работа педагога по всестороннему и систематическому изучению семьи, особенностей и условий семейного воспитания ребенка. В Центре детского (юношеского) технического творчества используются методы изучения семьи:
· наблюдение;
· беседа;
· тестирование;
· анкетирование;
· деловая игра;
· анализ детских рисунков, рассказов о семье, других предметов творчества.
Содержание работы педагога с родителями включает три основных блока:
· повышение психолого-педагогических знаний родителей;
· вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс;
· участие родителей в управлении ЦД(Ю)ТТ.
4. «Здоровье – счастье человека».
Основные задачи этого направления:
· создание условий для осознания учащимися здоровья как ценности;
· формирование у учащихся опыта самопознания;
· стимулирование детей к овладению индивидуальными способами ведения здорового образа жизни.
Осуществляется работа по здоровьесбережению в основных сферах деятельности ЦД(Ю)ТТ: образовательной, воспитательной, досуговой, управленческой.
В последние годы внимание к вопросам сохранения здоровья обучающихся значительно возросло. Педагогический коллектив ЦД(Ю)ТТ осознает, что именно педагог может сделать для здоровья учащихся гораздо больше, чем врач. В сохранении здоровья важна профилактика, а не лечение. В Центре детского (юношеского) технического творчества определили основные направления здоровьесбережения:
1) формирование у учащихся системы знаний о здоровье и здоровом образе жизни;
2) внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс;
3) профилактика вредных привычек;
4) работа с семьей по повышению уровня компетентности в вопросах культуры здоровья.
Используются следующие формы работы по данному направлению:
· лекции, беседы о здоровье и здоровом образе жизни;
· физминутки во время занятий;
· тематические родительские собрания;
· анкетирование родителей обучающихся;
· «День здоровья»;
· антинаркотический фестиваль «Мы в ответе за наше будущее»;
· личностно ориентированные технологии обучения.
5. «Мир профессий».
Разрабатывая дополнительные программы предпрофильного обучения, педагоги ЦД(Ю)ТТ не ставят перед собой цель готовить будущих профессионалов в определенном виде деятельности. Главное – социальная адаптация старшеклассников, реализация их потребности в получении первых допрофессиональных навыков, а также возможность развития творческого потенциала личности. Индивидуальный подход в сочетании с социальной направленностью деятельности позволяет каждому найти место в жизни, быть конкурентоспособным на рынке труда.
· Предпрофильный курс должен быть построен так, чтобы он позволял в полной мере использовать активные формы организации занятий, информационные, проектные формы работы.
· Содержание курса, форма его организации должны помогать учащемуся через успешную практику оценить свой потенциал.
· Отбирая содержание, педагог должен ответить на вопросы: «Почему учащийся выберет именно этот курс, а не другой? Чем он будет ему полезен, интересен?».
6. «Мониторинговая деятельность».
Всякая деятельность требует постоянного контроля и анализа. Диагностика достижений и затруднений в деятельности ЦД(Ю)ТТ предполагает следующие направления:
1) изучение уровня развития творческих способностей обучающихся;
2) изучение уровня профессионального совершенствования педагогов;
3) изучение семьи обучающегося.
7. Педагогическая мастерская.
Профессионализм опирается на единство уровня образования и мотивации, ценностных ориентаций, устремлений. Педагогический профессионализм состоит из следующих основных компонентов:
· общекультурный (уровень общей культуры педагога);
· психолого-педагогический;
· предметно-технологический.
Компетентность педагога как субъекта управления индивидуальными образовательными процессами характеризуется его готовностью к выполнению профессиональных функций, гармоничным единством его ценностных установок и психолого-педагогической подготовки. В свою очередь, уровень профессиональной компетентности педагога обуславливает педагогическое мастерство. Профессиональное мастерство педагога дополнительного образования детей зависит не только от знания предмета, но в большей степени – от уровня развития его педагогической рефлексии. Высшего уровня мастерства достигают только те педагоги, которые способны грамотно анализировать и организовывать свою собственную деятельность, свое взаимодействие с коллегами и обучающимися.
Лучший опыт педагогической деятельности распространяется через проведение мастер-классов, семинаров для коллег, публикации результатов обобщения опыта.
Основные пути реализации программы развития ЦД(Ю)ТТ
Программы дополнительного образования детей:
1. «Радиоуправляемые модели самолетов» (автор-составитель Сахновский С.Я.)
2. «Кордовые модели самолетов» (автор-составитель Щербак О.П.)
3. «Автомоделирование» (автор-составитель Торгонский А.И.)
4. «Радиоуправляемые модели кораблей» (автор-составитель Ерченко В.П.)
5. «Начальное техническое моделирование» (автор-составитель Ерченко Л.Н.)
6. «Трассовый моделизм» (автор-составитель Власов А.С.)
7. «Радиотехническое конструирование» (автор-составитель Кулебакин В.М.)
8. «Железнодорожное моделирование» (автор-составитель Торгонский А.И.)
9. «Художественное конструирование» (автор-составитель Власов А.С.)
10. « Модели-копии кораблей» (автор-составитель Загребин И.Г.)
11. «Модели-копии самолетов» (автор-составитель Беденко О.Г.)
12. «Металлообработка» - предпрофильный курс (автор-составитель Торгонский А.И.)
13. «Токарное дело» - предпрофильный курс (автор-составитель Сахновский С.Я.)
Воспитательная программа «Страна открытий».
Городские семинары-практикумы.
Городские и областные выставки, конкурсы, соревнования.
Этапы и основные задачи реализации
программы развития ЦД(Ю)ТТ
2012 – 2013 учебный год
Разработка учебно-методического сопровождения образовательных программ.
Изучение инновационных технологий воспитания и обучения, существующих в практике дополнительного образования.
Создание детского самоуправления.
Создание родительского комитета, привлечение родительской общественности к совместной воспитательной деятельности.
Разработка программ предпрофильной подготовки учащихся школ города.
Мониторинг развития творческих способностей учащихся.
Диагностика уровня профессиональной подготовки педагогов.
2013 – 2014 учебный год
Внедрение инновационных технологий воспитания и обучения в практику деятельности ЦД(Ю)ТТ.
Создание системы сетевого взаимодействия со школами города в профильном обучении.
Расширение видов творческой деятельности учащихся для наиболее полного удовлетворения их интересов и потребностей.
Преемственность сочетания разносторонней индивидуально ориентированной деятельности учащихся с ориентиром на социальную адаптацию выпускников к современным условиям жизни.
Мониторинг самоопределения личности учащихся.
Разработка и внедрение проекта совместной деятельности с другими образовательными учреждениями города.
Приобретение двух компьютеров для работы учащихся.
2014 – 2015 учебный год
Совершенствование ценностно-ориентированных качеств личности.
Обеспечение условий для творческой активности учащихся, их сотворчества.
Развитие совместной деятельности с другими образовательными учреждениями города.
Реализация программ предпрофильного обучения.
Приобретение двух компьютеров для работы учащихся.
2015 – 2016 учебный год
Реализация социально-педагогических моделей деятельности, способствующих накоплению детьми опыта гражданского поведения, обеспечению духовного и творческого развития, осознанному выбору профессии, социализации.
Разработка новых программ предпрофильной подготовки.
Обеспечение оптимального сочетания административного управления, влияния родительской общественности и ученического самоуправления.
Приобретение двух компьютеров для работы учащихся.
2016-2017 учебный год
Расширение сети предпрофильного обучения.
Создание и внедрение системы диагностики качества образования.
Приобретение двух компьютеров для работы учащихся.
Публикация обобщения опыта работы 5 педагогов.
Предполагаемые источники финансирования
Муниципальный бюджет, средства родителей, спонсорские средства.